Особенности грузоперевозок продуктов питания автотранспортом

Безопасная и эффективная грузоперевозка продуктов питания должна осуществляться в соответствии с санитарными нормами, а также с учетом требований к температурному режиму, срокам хранения и прочим факторам. Применяются различные транспортные средства, включая специализированные, с особой конструкцией кузова. Рассмотрим подробнее специфику автомобильной перевозки продуктов питания.

Виды транспорта, применяемого для перевозки

Начнем обзор с транспортных средств, с помощью которых выполняется транспортировка пищевых продуктов. Условно можно выделить два их типа: это контейнеры, адаптированные для перевозки тягачами и кузова особой конструкции, смонтированные на автошасси. Наиболее распространенными видами транспорта являются:

  • Фуры (или тенты) – универсальный тип кузовов, в которых могут перевозиться различные продовольственные товары, температура хранения которых соответствует текущей температуре окружающей среды или не столь строго регламентирована. Чаще всего в таком транспорте перемещают картонные коробки, в которых упакованы консервы, сладости, бакалея и прочие подобные продукты.
  • Изотермы – контейнеры, оборудованные теплоизоляцией стенок, пола и потолка. Фактически, это обычный ISO-контейнер, который за счет теплоизоляции дольше сохраняет исходную температуру (подобно термосу). Такие термоконтейнеры широко применяются в международных грузоперевозках, особенно при транспортировке фруктов.
  • Рефрижераторы – наиболее совершенные с точки зрения поддержания температурного режима контейнеры, которые идеально подходят для скоропортящихся товаров и пищевых продуктов с жестко регламентированной температурой хранения. По конструкции это крупногабаритная холодильная камера с активным охлаждением, способная поддерживать достаточно широкий диапазон температур, включая отрицательные.

Три перечисленных вида транспорта покрывают свыше 90% дальних и оптовых перевозок продуктов. Однако для перевозок продуктов на малые расстояния, для так называемых «перевозок последней мили», используются и другие виды транспорта, с небольшим объемом кузова и конструкцией, адаптированной для быстрой погрузки-разгрузки (например, с подъемником для выгрузки на рампе и т.п.).

Специфика транспортировки пищевых продуктов

Главная проблема данного вида логистики – это поддержание условий хранения продуктов для сохранения их потребительских свойств. А именно:

  • Поддержание температурного режима, чтобы исключить ускоренное истечение срока годности товара.
  • Соблюдение чистоты. Для продуктовых перевозок действуют достаточно строгие санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов, предполагающие дезинфекцию кузовов, применение специальных средств, препятствующих загрязнению воздуха в кузове и т.п. Сюда же относится защита от насыщения посторонними запахами, что порой происходит при проникновении в кузов выхлопных газов.
  • Сохранение целостности продуктов. Перевозка по автомобильным дорогам – это всегда риск механических повреждений. Решается данная проблема прежде всего упаковкой: производители разрабатывают конструкции оптовых упаковок с учетом технических требований. Также при перевозке может производиться дополнительная защитная упаковка для особо хрупких продуктов (кондитерских изделий, куриных яиц и т.п.).
  • Соблюдение сроков доставки. Логистические маршруты должны строиться так, чтобы пища не успевала прийти в негодность за период перевозки.

Соответственно, логистическое решение должно дать ответы на указанные выше три вопроса: как сохранить температуру, как добиться нужной чистоты, как уложиться в срок и как сохранить продукт целым? На основе этих вопросов подбирается подходящий транспорт, разрабатывается маршрут, принимается решение о дополнительной упаковке и предпринимаются прочие меры.

Контроль соблюдения параметров

Так как от соблюдения условий хранения продуктов при перевозке зависит безопасность и качество, а значит здоровье покупателей, применяются различные способы контроля. В частности, используются специальные наклейки с химическими реактивами, которые необратимо меняют цвет при выходе температуры хранения за пределы заданного диапазона.

Кабина оборудуется средствами мониторинга, по которым водитель и экспедитор могут судить о текущем состоянии груза. Не меньшую роль играет документальное оформление: в документах указывается не только дата погрузки, но и точное время, для контроля сроков.

Только сочетание транспорта в хорошем техническом состоянии, ответственного подхода к поддержанию санитарии и строгого контроля может гарантировать перевозку продуктов в том виде, в котором производитель отгрузил их со склада.